Газета (газета)

«Газета» — ежедневная российская общественно-политическая газета, выходившая с сентября 2001[1] до апреля 2010 года 5 раз в неделю с понедельника по пятницу с объёмом издания от 24 до 32 полос[2]. Первый номер вышел 29 сентября 2001 года. С 2005 года «Газета» являлась официальным партнером крупнейших британских изданий The Daily Telegraph и The Sunday Telegraph[3].

«Газета»
Газета ГАЗЕТА.jpg
Логотип газеты с 2005 по 2010 год
Тип ежедневная газета
Формат 24 полосы формата А3

Издатель АНО «Редакция Ежедневной газеты»
Страна
Главный редактор Сергей Викторович Муравьев
Основана 2001
Прекращение публикаций 2010
Язык русский
Главный офис Россия, Москва, ул. Зоологическая, 4
Тираж 50 100
Веб-сайт gzt.ru

История

«Газета» была запущена при непосредственном участии её первого главного редактора Рафа Шакирова[4]. Уже в первый год своего существования она стала одной из самых читаемых среди качественных ежедневных газет[5]. Основными конкурентами газета рассматривала такие издания, как «Коммерсантъ» и «Ведомости»[1]. Главными редакторами «ГАЗЕТЫ» были Раф Шакиров (2001—2003)[6][7], Михаил Михайлин[8] (2003—2005)[9], Пётр Фадеев[10] (2005—2008)[11], Сергей Муравьёв (2009—2010). Владельцем газеты являлся глава Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин[12][13].

В газете публиковались новости политики, бизнеса, экономики, культуры, спорта, здравоохранения и последние сводки происшествий. Также выходили астрологический прогноз от Валерия Ледовских, кроссворды и телепрограмма нескольких российских каналов как на вторую половину дня, так и на неделю от понедельника до понедельника («Первый», «Россия», ТВЦ, «Третий канал», НТВ, «Культура», ТВ-6/ТВСРТР-Спорт», REN-TV и СТС, позднее ещё и спортивных каналов производства «НТВ-Плюс»).

По состоянию на конец 2004 года газета имела тираж в 7000 экземпляров[14]. В 2005 году издание перешло на полноцветную печать (до этого газета выходила в чёрно-белом варианте, а все фотографии в ней с помощью специализированной компьютерной программы приобретали рыжеватый оттенок)[15]. Тогда же, следуя мировым тенденциям на рынке печатной прессы, было принято решение о переходе к новому формату издания. Вместо прежнего формата А2 стала выходить в более удобном для читателя и компактном формате А3[5]. Одновременно был изменён логотип издания. Предполагалось, что в том же году не приносящее прибыли издание будет продано, но интерес к газете со стороны покупателей тогда никто не проявил[4]. С октября 2005 года совместно с «Газетой» стало издаваться иллюстрированное пятничное приложение, журнал «Домой!» в формате А4 на глянцевой бумаге и состоявший из 64 полос[3].

Во время украинской Оранжевой революции осенью 2004 года газета на своих страницах отражала позицию российских праволиберальных политиков и партий[16]. В середине-конце 2000-х годов корреспонденты газеты специализировались на широком освещении деятельности российской политической оппозиции, в частности, Маршей несогласных[10], коалиции «Другая Россия»[17] и Михаила Касьянова, желавшего принять участие в президентских выборах 2008 года[18]. Выходили интервью с бывшим менеджером нефтяной компании ЮКОС Леонидом Невзлиным[19]. Публикация интервью с Эдуардом Лимоновым в номере от 5 апреля 2007 года вызвала негативную реакцию со стороны части российских политических деятелей и партий[20][21]. В октябре 2007 года издание опубликовало интервью с дочерью убитой годом ранее журналистки Анны Политковской Верой, в котором та высказала свои сомнения относительного того, что убийцы её матери будут наказаны[22].

В 2005 году «Газета» и компания The Telegraph Group Ltd., издатель влиятельной британской ежедневной газеты The Daily Telegraph и воскресной газеты The Sunday Telegraph, заключили соглашение о партнёрстве. С 3 июня 2006 года весь тираж газеты стал печататься в полиграфическом комплексе «Экстра М»[2].

В 2008 году пост главного редактора покинул Пётр Фадеев. Его уход (по некоторым версиям) был связан с опубликованным в августе того же года интервью, в котором подвергались сомнению официальные причины российско-грузинской войны[23]. Вместо него с января 2009 года на пост главного редактора «Газеты» назначен Сергей Муравьёв — выпускник факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, работающий в СМИ с 1993 года. До того, как занять в 2005 году должность первого заместителя главного редактора, а затем и главного редактора «Газеты», работал в газетах «Коммерсантъ», «Известия», «Время новостей». Новая команда редакторов во главе с Муравьёвым поменяла формат издания с делового на общественно-политический[23].

В декабре 2009 года от нескольких источников в редакции, имевших связи с собственником Владимиром Лисиным, сообщили, что денег на печать газеты осталось только на выпуск издания в течение первого квартала 2010 года, и по этой причине будет начата масштабная подготовка к переходу «Газеты» в онлайн-версию, которая будет сопровождаться кадровыми перестановками и массовыми сокращениями штата. В ходе этой процедуры издание покинули почти все его ключевые сотрудники[24]. С 1 апреля 2010 года бумажная версия «Газеты» прекратила своё существование[25][26]. На момент закрытия персонал редакции три месяца не получал заработную плату, что также послужило поводом для объявления забастовки[27].

В разное время с изданием сотрудничали: Виктор Шендерович[28][29], Евгений Киселёв[30], Игорь Иртеньев[31], Максим Кононенко[32][33], Фёкла Толстая[34], Валерий Ледовских[35], Василий Уткин[36], Юрий Розанов[37][38], Надежда Кеворкова[39], Глеб Ситковский[40], Слава Тарощина[41], Вадим Дубнов[42][43], Роман Трушечкин, Антон Долин, Антон Носик, Алина Ребель, Евгений Ясин, Алексей Андронов, Александр Хаванов, Кирилл Дементьев[44].

Конкурсы и награды

«ГАЗЕТА» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы» в сегменте ежедневных деловых газет за достижение высокого качественного уровня издания.

«ГАЗЕТА» является также обладателем диплома «Знак Отличия» в номинации «Лучшее использование недокументальных иллюстраций» и диплома «Знак Отличия» в номинации «Лучшее оформление первой полосы».

В числе других профессиональных наград газеты «ГАЗЕТА»:

  • «ЗОЛОТОЕ ПЕРО» — за разработку и осуществление самого оригинального проекта;
  • «ЛУЧШИЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
  • «ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ КИНОКРИТИК»
  • «ПРЕСС-ФОТО»
  • «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГАЗЕТА ГОДА»
  • «ПРЕМИЯ АРТЕМА БОРОВИКА».

GZT.RU

GZT.RU — это самостоятельное Интернет-издание, которое с мая 2009 года публиковало наряду со статьями «Газеты» и свои собственные материалы: как в формате статей (от 3,5 до 7 тысяч знаков), так и в виде коротких, на несколько абзацев максимум, сообщений.

Материалы газеты «Газета» регулярно выкладывались в отдельном разделе, кроме того с конца лета 2009 года была введена поддержка блогов LiveCity и все новости Москвы вынесены в отдельный раздел «Мегаполис». В самих статьях была реализована поддержка видеороликов, к ряду актуальных материалов подобраны фотогалереи (часто с использованием снимков AP, AFP и других агентств, а также корреспондентов «Газеты»).

Интернет-издание в прежнем формате было закрыто в конце мая 2011 года по решению собственника ресурса Владимира Лисина[45], но в сентябре 2012 года Лисин объявил о перезапуске проекта под брендом «Информационный портал „Городские заметки“ Gzt.ru»[46]. В данном качестве портал продолжает функционировать по настоящее время (январь 2019 года)[47].

Примечания

  1. 1 2 "Газета" ушла в Интернет. Независимая газета (1 апреля 2010).
  2. 1 2 Газета "Газета" печатается в ПК "Экстра М".. PrintMix (9 июня 2006).
  3. 1 2 Редакция Ежедневной газеты "Газета" и Telegraph Group Limited, UK заключили эксклюзивное лицензионное соглашение. Sostav.ru (8 декабря 2005).
  4. 1 2 НЛМК инвестирует $15 млн в интернет-проект. MetalTorg (3 февраля 2009).
  5. 1 2 КУХНЯ АНДРЕЯ ЧЕРКИЗОВА. Почему уходят журналисты с должностей?. Эхо Москвы (16 апреля 2005).
  6. О причинах отставки главного редактора "Известий". Радио Свобода (17 октября 2003).
  7. Почему уволен главный редактор газеты "Известия"? Оценки коллег. Радио Свобода (6 сентября 2004).
  8. Интернет-пресса в современной России. Дискутируют главный редактор "Газеты.Ру" Михаил Михайлин и обозреватель "Новой газеты" Сергей Мулин. Радио Свобода (31 октября 2006).
  9. Отдел кадров, 15 - 29 апреля. СМИ.ру (29 апреля 2005).
  10. 1 2 Бойкот "Газете" за интервью с Эдуардом Лимоновым. Радио Свобода (10 апреля 2007).
  11. Отдел кадров, 1- 15 апреля. СМИ.ру (15 апреля 2005).
  12. Шахматные задачки для медиарынка. СМИ.ру (10 июня 2005).
  13. Вслед за «Коммерсантом», в скором времени, возможно, будет объявлено о продаже еще одного крупного издания – ежедневной «Газеты».. Эхо Москвы (1 сентября 2006).
  14. Многоликая свобода слова. Агентство политических новостей (14 января 2005).
  15. КАКОГО ЧЕРТА. Эхо Москвы (21 ноября 2004).
  16. Ющенко взял Россию: оранжевый цвет российских СМИ. Regnum (29 ноября 2004).
  17. Правозащитники будут вести мониторинг ситуации в Самаре, где запланирован «Марш несогласных». Эхо Москвы (14 мая 2007).
  18. В Москве избит журналист Артем Скоропадский. Радио Свобода (10 января 2008).
  19. СУТЬ СОБЫТИЙ. Эхо Москвы (3 июня 2005).
  20. Публикация интервью Лимонова в "Газете" возмутила российских политиков. Lenta.ru (7 апреля 2007).
  21. "Газета" ощутила на себе новый вид "наступательного оружия". Lenta.ru (9 апреля 2007).
  22. Дочь Анны Политковской: "За свою шкуру пусть боятся те, у кого руки в крови моей матери". Кавказский узел (5 октября 2007).
  23. 1 2 На «Газету» не нужно бумаги. Ежедневное печатное издание «Газета», принадлежащая предпринимателю Владимиру Лисину, будет выходить только в интернете. Газета.ру (11 декабря 2009).
  24. «Газетa» потеряла все гласные. Вышел последний номер газеты «Газета». Газета.ру (31 марта 2010).
  25. "Газета" перестала печататься - теперь только в сети. Русская служба Би-би-си (1 апреля 2010).
  26. Газета "Газета" перестанет выходить на бумаге и станет мультимедийной. РИА Новости (24 марта 2010).
  27. Сотрудники GZT.RU приостановили работу из-за долгов по зарплате. Газета.ру (19 апреля 2010).
  28. Шендерович: «Я технический дебил». Вебпланета (12 февраля 2004).
  29. Веденеева торгует ткемали, а Шендерович работает на иностранцев. Что сталось с популярными телеведущими 80-х и 90-х годов?. Комсомольская правда (23 февраля 2005).
  30. Исполнилось 10 лет НТВ. Газета (7 октября 2003).
  31. ИГОРЬ ИРТЕНЬЕВ: "МНЕ ДЛЯ АЛКИ НИЧЕГО НЕ ЖАЛКО". Время (1 апреля 2002).
  32. Павловский и Владимир Владимирович в одном флаконе. Независимая газета (16 сентября 2005).
  33. Дмитрий Быков, Максим Кононенко и Михаил Поздняев о конфликте вокруг карикатур на пророка Мухаммеда. Радио Свобода (7 февраля 2006).
  34. Журналисты ТВС заплатили за войну в Ираке. Газета (31 марта 2003).
  35. ИНТЕРВЬЮ. Исполнение прогноза на 2004 г. Что год пришедший нам готовит?. Эхо Москвы (4 января 2005).
  36. Разговор о чем угодно (ретро). Sports.ru (11 августа 2007).
  37. Юрий Розанов. Текст от 6 июня 2018 года. Facebook (6 июня 2018).
  38. Бесплатных пирожных не бывает. Газета (5 ноября 2003).
  39. СВОИМИ ГЛАЗАМИ. Дагестан. Эхо Москвы (2 ноября 2009).
  40. Жюри «Сибирского транзита» оценило первые спектакли. Атмосфера (25 сентября 2008).
  41. Дмитрия Медведева спасают от телевидения. Радио Свобода (1 июля 2008).
  42. Обозреватель "Газеты" Вадим Дубнов: "Саакашвили прекрасно понимает, что Абхазию вернуть невозможно". Радио Свобода (25 апреля 2008).
  43. Бином Хиддинка. Футбол обрел все черты нацпроекта: пиршество для своих, остатки – для невзыскательных болельщиков. Газета.ру (20 июня 2008).
  44. Совесть есть, блин?. Газета (29 октября 2007).
  45. Владимир Лисин закрыл GZT.RU. Коммерсантъ (31.05.2011). Дата обращения 19 января 2019.
  46. Миллиардер Владимир Лисин перезапустил портал Gzt.ru. Газета.Ru (10.10.2012). Дата обращения 19 января 2019.
  47. Информационный портал «Городские заметки» GZT.ru. gzt.ru. Дата обращения 19 января 2019.

Ссылки